Здравствуйте уважаемые любители электрогитары! Существует три вещи которые человек может делать сколько угодно долго. Это смотреть на огонь, смотреть на воду и сраться в комментариях по повод гитарного звука. А в этом потоке говн можно реально захлебнутся. Я решил вам изложить свое мнение по данной теме, а дальше все в ваших руках. Я даже не призываю вас делать как я скажу. Я даже могу ответить на вопрос, но никогда не участвую в спорах.
Ладно, закончим с вступительным дисклеймером.
В этой статье я рассмотрю принцип создания гитарного звука только в аспекте живой игры в домашних условиях.
Есть три основных направления организации этого дела. Кратко пробежимся по всем.
Вариант №1. Купить звуковую карту для компа и весь звук нарулить в компе эмуляцией.
Достоинства. Дешево!
Недостатки. Геморой при настройке и подключении. Не надейтесь из своих колонок у компа получить нормальный звук, если у вас не 10-12 дюймовые динамики. Звук будет зажатый. Никакой отдачи, панча. Можно пожужжать в наушники. Вариант подходит для записи.
Вариант №2. Купить процессор. Достоинства. Компактно. Удобно.
Недостатки. Та же история. Если нет 10-12 дюймовых колонок, звук будет говно. Плюс есть некоторая однообразность в звуке. Несмотря на огромное количество пресетов копание в них занимает больше времени чем сама игра на гитаре.
Вариант №3. Купить себе нормальный комбарь.
Динамик и кабинет.
Первое что необходимо запомнить любому начинающему гитаристу, это простую истину что половина гитарного звука это ГИТАРНЫЙ ДИНАМИК! Выучите это, и многое сразу прояснится. Это то что собственно играет нам в уши. Динамик, и шире динамик в акустическом оформлении, является самым нелинейным элементом звукового тракта. В нем сосредоточена большая часть нелинейных, интермодуляционных , акустических искажений. Плюс, важная часть особенностей частотной характеристики.
Общепринятым размером динамика для гитары является 12 дюймов. Именно это золотой стандарт, но как не бывает идеальных инженерных решений, так и не бывает идеальных динамиков. Про 12 шки помним простую вещь, что чем выше заявленная мощность динамика, тем громче нужно сделать чтобы он вошел в режим. Тут еще на одну статью, поэтому ограничимся понятием «режим», то есть то, при чем оно все нормально работает. :) Для дома подойдут также 10 дюймовые динамики. Они имеют более зажатую акустическую картину , но как правило входят в режим при более низкой громкости и имеют более компактный размер кабинета. Смотрим по размеру комнаты и расстоянию до источника звука. От 12 нашки лучше сидеть дальше чем от 8ки.
Дальше идем к 8 кам. Чисто вариант для дома. Врубить чтоб пробрало уже не получится. Отдача в звуке слабая. Но поиграть спокойненько на диванчике еще можно. Исключение составляют две 8ки. Работают примерно как одна 10ка.
Дальше продолжать я не буду. Надеюсь что все уже поняли почему не надо даже смотреть в сторону комбиков с динамиком в 4 дюйма...
Тут еще следует сказать немного о современных цифровых мыльницах типо Yamaha THR10. Благодаря куче пространственных эффектов, она даже при крошечных перделках на чистом может дать очень приличный открытый звук, но где начинается рок и хеви метал Yamaha кончается. И с ней кончаются и все другие подобные девайсы.
На этом о динамиках закончим, будет подробная статья позже.
Лампа или транзистор?
Если коротко то лампа! И в принципе на этом можно уже этот вопрос и закрыть. Но любознательный читатель конечно спросит: Че так? Поэтому поясню. Конечно существует большой выбор приличных «каменных» усилителей. Притом некоторые из них крайне не дешевы. Многие имеют на борту моделирующие процессоры. И вообще все норм. Но чтобы вы не купили, вас всегда будет подсознательно темными зимними вечерами мучить вопрос, а как там теплая и ламповая? Лампа это эталон! Поиграйте на лампе, должно отпустить.
Комбик или голова+кабинет?
А собственно без разницы. Комбик компактней, голова+кабинет по отдельности купили - по отдельности проще продать. В кабинете больше объем акустики при тех же размерах. Лучше с низкими, можно демпфирование сделать если звенят доски. И динамик легко поменять. :) Как правило у всех производителей есть одно и тоже в двух вариантах. Далее я не буду уточнять о чем идет речь. Все ниже сказанное одинаково верно для обоих вариантов. Назову это одним словом «усилитель».
Итак ламповый усилитель. Эти товарищи бывают двух типов. Первые это чисто ламповые, вторые так называемые «гибридные». Гибридные усилители отличаются от чисто ламповых тем что часть схемы у них может быть выполнена на транзюках или микрухах. Притом варианты бываю разные например мощник как у Orange Micro Terror MT20, или преамп в перегрузе как у Ibanez TSA5. В целом среди них полно прилично звучащих аппаратов, но надо помнить про одно гавёноежертвамаркетинга западло. Эти усилки часто выдаются как полностью ламповые, что не так. И даже доходит до того что лампа там для красоты стоит. Надо быть бдительными.
О канальности усилителя.
Одноканальные.
Не надо думать что одноканальный комбик чистого звука вам даст настоящий ламповый перегруз! Какой либо перегруз на таких комбиках без дополнительных устройств можно получить только разогнав мощник на всю мощь. Но есть проблема... Вы оглохните... Это к стати не плохо можно на расстроенной гитаре играть и не парится...
Яркий пример таких комбарей: Yerasov CLASSIC 45 ; Yerasov GTA-15 ; Yerasov TONMEISTER; Yerasov GAVROSH 8 и у других производителей их полно. Обычно это крайне простецкие аппараты с минимум крутилок, но как ламповый чистый, они что надо. Перегруз на таких усилителях можно получить с помощью дополнительных педалей или преампов. Есть широкий ассортимент как транзисторных так и ламповых преампов. При чем ламповые преампы с такими комбарями работают просто отлично! К слову, в них очень неплохо заходят и процессоры.
Двух и более канальные.
Такие усилители предлагают практически полностью готовое решение для всех вариантов звука, но надо обратить на одну особенность. Способ организации этих каналов и способ переключения между ними. Каналы бывают полностью независимыми или «как придется».
Внимание! ОПРЕДЕЛЕНИЕ!
Полностью независимый канал, это канал где все элементы регулировки и управления не пересекаются с другими каналами данного усилителя.
Если вам в процессе игры важно переключатся с чистого на грязный , с ритма на соло канал, с овердрайва на кранч то крайне желательно что бы при этом переключении у вас не возникало желание пребрать высоких или добавить гейна. Достигается это когда у вас в каждом канале есть свой гейн, своя громкость и свой темброблок. Не всем это важно, но некоторых (меня) крутить ручки даже вскакивая с дивана бесит. Типичным представителем полностью раздельных каналов является например: Yerasov Marvel 30, Bugera T50. А вот например Yerasov GAVROSH 10, при всех своих достоинствах имеет общий темброблок для обоих каналов. Надо помнить также что такой хренью страдают и все винтажные аппараты.
Во многих как например Marshall PLEXI еще надо гитару перетыкать для смены каналов. Стоит упомянуть также еще один вид усилителей, это как правило миниголовы, которые не могут в чистый. Звук у них всегда в перегрузе. К чему я все это? Универсальность важное свойства домашнего усилителя. Дома играют все подряд. Мы не Аки\Каки у которых ручки приклеены в одном положении с 70х годов.
Как не оглохнуть?
Ну вот мы подошли к главному аспекту. Более подробно я писал об этом в статье здесь. Хочу к сказанному там еще добавить. Часто производитель усилителя закладывая в них мощность от 20 ламповых ватт и больше не особо заботится о том что кто то захочет поиграть на этом дома. Усилитель может иметь полный комплект независимых регулировок. Хороший преамп с хорошим перегрузом, мастер громкость чтобы зажать оконечник. Раздельные каналы, и казалось бы... Сделай громкость пониже и играй дома, все есть...
Но... Дело тут в подходе инженеров к схемотехнике. Комбарь или усилитель может быть рассчитан на работу с большой громкостью. И когда вы эту громкость приберете то услышите треск трансформаторов, гул переменного тока, неадекватный шум. Это происходит не от того что создатели дебилы, просто на вариант играть тихо усилитель не рассматривался. К слову есть такие домашние транзисторные комбари которые имеют такой шум, что на чистом вообще играть невозможно. Что за дураки на букву «м» их делали, решительно не понятно... Также помните что эти шумы не слышны в обзорах из за особенностей снятия звука микрофоном. Как звучит и шумит \пердит \гудит \свистит \трещит усилитель можно услышать только в живую. Есть также вариант дать такой усилитель мастеру для доработки. Любой инженер ламповик знает что надо делать чтобы снизить весь этот срач на низких громкостях. Но это лишние деньги так как дело иногда доходит до полной замены силовой части включая трансформаторы питания.
Выводы.
1. Кабинет \ динамик - от 10 до 12 дюймов.
2. Двух канальный ламповый усилитель, желательно с полностью независимыми чистым и перегруженным каналом. Тип перегруженного канала по вкусу. Не гонимся за мощностью. 5 ватт уже хватит. Стараемся послушать усилитель перед покупкой именно на минимальной РАБОЧЕЙ громкости. Попутно шлем продавцов на йух которые норовят крутануть погромче. Даже не смотрим в сторону классических Маршалов и прочего что не имеет мастер громкости. Если в комбике есть пружинный ревер то это большой плюс.
ИЛИ
Покупаем ламповый усилитель или комбик только с чистым каналом. Если денег совсем мало идем на авито и берем что то подержанное (можно легко купить говно) вплоть до Yerasov GAVROSH 8. Дополнительно покупаем педальку или преамп. Можно взять транзисторные АМТ серии легенда 1 или 2. Есть Ерасовская серия FETube. Это приличные устройства на полевых транзисторах. Но лучше конечно взять ламповый преамп . Чтобы все по феншую. Можно легко выбрать под стиль и по функционалу. Такой вариант имеет еще одно неоспоримое преимущество. В вашем распоряжении уже всегда будет хороший ламповый оконечник и кабинет, а преампы можно менять по желанию. Это гораздо дешевле чем менять весь усилитель.
Все что хотел - сказал. Всем хорошего звука!
|